Знаете ли вы, что существуют предметы, которые не являются обязательными, и студент может изучать их по собственному желанию? Сегодня мы расскажем о том, что такое вариативная часть программы.
У студентов любой специальности имеется заранее составленный учебный план. При этом расписание содержит и некоторые предметы, которые не относятся к обязательным. Студент может изучать их по своему желанию. Основная цель вариативной программы высшего учебного заведения ― возможность погрузиться в будущую профессию. Также изучение предметов помогает получить узконаправленную специальность.
Что представляет собой учебный план?
Учебный план для вузов составляется специалистами, которые проводят полный анализ знаний и навыков, необходимых для работы по определенной профессии. Все дисциплины, включенные в обязательную программу, помогают студентам получить минимум компетенций для последующей деятельности. Как правило, обязательный план включает в себя комплекс определенных дисциплин, который практически не меняется годами и даже десятилетиями.
Помимо основной части, в учебный план входит и дополнительная. Предметы здесь подбираются в соответствии с учебным планом. Студенты имеют возможность изучать те дисциплины, которые выберут сами. Однако при этом им будет предоставлен список предметов, в любом случае связанных с будущей специальностью.
Иногда студенты ошибочно считают, что необязательная часть учебной программы может быть пропущена. Но это далеко не так. Им все равно придется изучать хотя бы одну дисциплину. В конце учебного семестра, как и по основным предметам, ребятам предстоит сдавать зачет или экзамен. При этом требования к дополнительным дисциплинам такие же серьезные, как и к основным.
Что дает вариативная часть программы?
Выше мы уже сказали, что предметы, входящие в вариативную часть, позволяют будущим специалистам приобрести более глубокие знания по профессии. Кроме того, программа имеет целый ряд преимуществ:
Как составляется вариативная часть образовательной программы?
Следует помнить, что вариативный блок включает в себя не просто набор интересующих студента дисциплин, выбранных независимо от направления, на котором он учится. Выбор будет ограничен предложениями вуза. Как и основная часть, вариативная тщательно планируется и анализируется. При ее проектировании вуз определяет набор дисциплин, которые может предоставить студенту на выбор.
При составлении подборки предметов учитываются следующие факторы:
Вариативная часть невозможна без основной. Все новые дисциплины будут опираться на знания, которые уже имеются у студента. Обычно вариативная часть включается в программу второго или третьего курса. Основная программа при этом никак с ней не связана. Но занятия по дополнительным предметам помогут студентам получить знания, необходимые для освоения главного учебного плана.
Студенты не могут выбрать предметы, не связанные с профессией. Проектирование вариативного плана включает в себя два этапа:
Помните, что требования к дополнительным дисциплинам нисколько не отличаются от основных. Студенты также обязаны посещать лекции, проходить практику, выполнять контрольные и лабораторные работы, сдавать промежуточную аттестацию. Единственное отличие в том, что изучению таких предметов уделяется меньше учебных часов, а задания несколько легче и менее объемны, чем в рамках базового плана.
Вариативное обучение с каждым годом становится все популярнее. Оно позволяет студентам получить углубленные знания по будущей профессии. Вариативная часть может быть включена в очные и заочные программы. Практика показывает, что студент, выбравший предметы самостоятельно, относится к учебе с большим энтузиазмом и демонстрирует успехи.
Автор: Александр Ласков, Vuzopedia.ru