Рассказываем о преимуществах и недостатках обучения в техникумах и колледжах, расположенных в небольших городах, по мнению самих студентов и их родителей.
В лентах новостей все чаще появляются сообщения о растущей популярности среднего профессионального образования, большом количестве абитуриентов, появлении в колледжах и техникумах новых специальностей и профессий. Но речь чаще всего идет о топовых современных ссузах, находящихся в столице и крупных городах. А как обстоят дела в небольших провинциальных колледжах? Эксперты нашего сайта узнали мнение студентов и их родителей.
Во многих колледжах дополнительный набор продолжается до 1 декабря
«После 9 класса знакомые помогли мне устроиться на работу. Через несколько месяцев фирма закрылась. Возвращаться в школу желания не было. Была уже середина ноября, но, несмотря на это, меня приняли в колледж, причем на бюджет. А к концу первого курса я перевелся на ту специальность, на которую хотел».
В провинциальных колледжах после проведения приёмной кампании нередко остаются вакантные места и набор продлевают до 1 декабря. В небольших учебных заведениях во время дополнительного набора почти всегда есть возможность поступить на свободное место, а затем, при необходимости, перевестись на более подходящую специальность.
Легче поступить
«Подала документы и меня зачислили, конкурса на мою специальность не было».
На большинство специальностей в колледжи и техникумы принимают без вступительных экзаменов. В малых городах бюджетных мест достаточно часто хватает на всех желающих.
«Всегда хотела заниматься эстрадным вокалом, но ходить в музыкальную школу возможности не было. На экзамене в колледже спела песню, меня приняли. Конечно, в престижный музыкальный колледж я бы не прошла по конкурсу, так как вообще не знала нотной грамоты».
Согласно общероссийским правилам приема в колледжи, вступительные испытания необходимо сдавать при поступлении на профессии и специальности, требующие наличия определённых творческих способностей, физических или психологических качеств. В провинции успешно сдать такие вступительные испытания бывает легче, а при отсутствии конкурсной ситуации на некоторые специальности зачисляют абсолютно всех абитуриентов.
Больше шансов поступить на бюджет
«С легкостью поступил в колледж на бюджет. Точно знаю, что в вуз в соседнем городе по этой же специальности смог бы поступить только на платное».
Шансы поступить и учиться бесплатно в провинциальном колледже выше. Если абитуриент хорошо окончил школу, стремится развиваться и получить образование, то конкурс аттестатов или вступительные экзамены в колледже не станут для него препятствием.
Стоимость обучения ниже
«Поступила на платное, но стоимость не такая большая. Тем более, что разрешили работать одновременно с учебой».
Стоимость обучения на платных отделениях колледжей в небольших городах, как правило, значительно ниже, чем в ведущих учебных заведениях. Поступив на платное отделение, можно получить востребованную специальность за относительно небольшую плату.
Кроме этого, многие студенты колледжей во время учебы начинают работать. А для обучающихся по программам «профессионалитета» совмещение учебы и работы предусмотрено учебными программами.
Возможности трудоустройства
«Меня пригласили работать, когда я учился только на 2 курсе колледжа – срочно был нужен рабочий».
В небольших городах, в условиях дефицита кадров и рабочих специальностей студенты и выпускники техникумов и колледжей востребованы на рынке труда. Да и сами учебные заведения стремятся, чтобы их лучшие выпускники вернулись в родные ссузы в качестве преподавателей.
Возможность поступить в вуз без ЕГЭ
«Я учился в колледже при технологической академии. Окончил с красным дипломом, на вступительных в вузе меня все знали, поступил, в академии учусь по сокращенной программе».
Выпускники колледжей при поступлении в высшие учебные заведения имеют право вместо ЕГЭ сдавать экзамены, проводимые в вузах. Часто таких абитуриентов зачисляют на первый курс, а затем составляют для них индивидуальный (сокращенный) план обучения. В колледжах, работающих при вузах, претендовать на сокращённую программу обучения проще. Это актуально не только для провинции, но и для любых средних специальных и высших учебных заведений.
Больше шансов получить место в общежитии
«Живу в пригороде, добираться около часа. Когда устала от постоянных поездок, спросила о месте в общежитии, и меня тут же поселили за символическую плату».
В провинции иногородним студентам легче получить место в общежитии, а оплата за проживание, как правило, значительно ниже рыночных цен.
Возможность получить два диплома одновременно
«Я поступила сразу на два отделения колледжа. Правда, эти две специальности имеют много общих предметов. По окончании получу два диплома».
В колледжах, расположенных в небольших городах, при наличии свободных мест у студентов есть возможность обучаться одновременно на двух отделениях, получить две квалификации. Причем решить вопрос с обучением на двух отделениях, как правило, легче именно в провинциальных ссузах.
Можно попробовать разные виды деятельности
«Мой младший сын поступил в колледж и выяснил, что выбранная специальность ему не нравится. Перевелся на другую, а затем и на третью. Благо, педагоги с пониманием, да и в нашем городе все друг друга знают, помогли».
В небольших учебных заведениях вопросы перевода с одной специальности на другую, как правило, решаются проще.
Более «взрослые» отношения
«Мне нравится, что в колледже ко мне сразу стали относиться, как ко взрослому человеку. Кстати, несколько моих однокурсниц во время учебы в колледже вышли замуж, и даже родили детей. И все только порадовались за них, учителя поздравляли, помогали с учебой. В школе такое выглядело бы как катастрофа и вызвало панику».
Многие студенты как крупных, так и небольших колледжей отмечают, что им нравится более взрослое отношение к ним со стороны педагогов, а также не «школьные», а «студенческие» взаимоотношения между самими учащимися.
Обучение в колледже может помочь абитуриентам из провинции поступить в хороший вуз
«Мой сын окончил колледж в нашем городе с красным дипломом. А затем уехал в краевой центр и поступил в престижный вуз по этой же специальности. На профессиональном испытании члены приемной комиссии отметили, что он подготовлен на порядок лучше обычных абитуриентов-одинадцатиклассников».
Индивидуальный подход
В провинциальных колледжах и техникумах занимаются не так много студентов, поэтому у преподавателей и кураторов есть возможность контролировать успехи каждого ученика и, при необходимости, помогать индивидуально.
В небольших учебных заведениях подростки не остаются один на один с учебной программой. Учиться их буквально заставляют, что очень помогает справиться с возрастным стремлением бездельничать и развлекаться в ущерб учебе.
Не только классный руководитель и заведующий отделением, но и почти каждый преподаватель могут позвонить родителям студента, и такая практика повсеместно используется. Проводятся регулярные родительские собрания. Благодаря этому у ребят формируется не только привычка, но и умение учиться со всей ответственностью.
Классные руководители, работая с небольшими группами, устраивают общие мероприятия, праздники, дни рождения, ходят с учениками в походы и выезжают на экскурсии. В небольших городах студенты колледжей нередко относятся к своим педагогам как родителям.
Маленькая стипендия
«Нам платят стипендию – 800 рублей. Отличникам – 900. А первокурсники до зимней сессии вообще получают по 500 рублей».
К сожалению, в небольших населенных пунктах и дотационных регионах средние профессиональные учебные заведения финансируются недостаточно хорошо.
Большинство студентов с первых дней учебы вынуждены подрабатывать или рассчитывать на финансовую поддержку родителей.
Отметим, что сегодня даже в крупных городах средние специальные заведения не могут похвастаться хорошими студенческими стипендиями.
Стереотипы
«Учеба в техникуме считается непрестижной. Родители моих одноклассников, поступивших в вузы, считают, что в техникумах учатся двоечники и хулиганы».
Стереотипы о «пэтэушниках» действительно еще сильны в провинции. Однако ситуация постепенно меняется, по целому ряду рабочих специальностей и профессий в провинциальных городах открыты высокооплачиваемые вакансии.
В небольшом городе квалифицированный специалист, окончивший колледж и имеющий опыт работы на производстве, часто получает более высокую заработную плату, чем многие выпускники вузов, работающие, например, в социальной сфере.
Плохая материально-техническая база
«Здание нашего колледжа – совсем старое. Ремонта давно не было, вид коридоров и санузлов удручает».
Скудная материально-техническая база является острой проблемой многих учебных заведений среднего профессионального образования в провинции. Оставляет желать лучшего и состояние аудиторий, и техническая оснащенность учебного процесса.
Во ссузах отсутствуют современные станки, аппаратура, инструменты. Это, несомненно, сказывается на качестве образования. Поступая на работу, выпускники таких колледжей часто вынуждены переучиваться на актуальном оборудовании.
Нет возможности хорошо подготовиться к ЕГЭ
«На уроках в колледже нас не готовили к ЕГЭ. Готовилась сама, между парами, и сдала на низкие баллы, ниже проходных».
Общей проблемой в небольших провинциальных колледжах является нехватка преподавателей по общеобразовательным дисциплинам. Иногда ведение разных школьных предметов поручается одному педагогу. Не все учителя имеют профильное образование.
Преподаватели колледжей и техникумов (особенно в провинции) на уроках далеко не всегда уделяют внимание подготовке студентов к ЕГЭ, ведь большинство учащихся, как правило, не собираются сдавать единый экзамен.
Студентам приходится самостоятельно подавать заявку, организовывать не только процесс сдачи, но и подготовку к экзамену. Сами экзамены для учащихся колледжей проходят досрочно – в апреле – и часто совпадают с подготовкой к последней сессии. Поэтому очень велика вероятность, что знаний для ЕГЭ окажется недостаточно.
Среда и окружение
«Мой сын учится в колледже. Но их (студентов) не поощряют продолжать обучение в вузе. У колледжа в отчетах есть показатели «трудоустройство после колледжа» и эти показатели, видимо, играют для учебных заведений важную роль. А может, нам просто не повезло».
Некоторые специальности в колледжах, особенно в провинции, имеют ярко выраженную профессиональную направленность и ориентированы на быструю подготовку «рабочих рук», так необходимых на производстве. Практическое обучение могут проводить мастера, работающие на заводах и фабриках, зачастую не имеющие специального педагогического образования.
Они могут «объяснять» студентам, что высшее образование не является необходимым.
Низкий уровень образования
«К сожалению, в колледже моя дочь занимается больше общественными поручениями, участвует в разнообразных акциях, волонтерской работе, но не учится. Почти каждый день, по ее словам, какие-то уроки отменяются по разным причинам».
Провинциальные колледжи далеко не всегда имеют возможность пригласить на работу высококвалифицированных преподавателей. В учебных заведениях часто не хватает педагогов как по общеобразовательным, так и по профильным предметам.
Отсутствие должной материальной базы, отсутствие конкурса при приеме, зачисление абитуриентов с низким уровнем подготовки (для выполнения плана) также накладывают свой отпечаток на качество получаемого образования.
Не все выпускники востребованы
«Учусь в провинциальном колледже на юриста. Думаю, что если поеду в столицу – на работу могут не взять».
Из выпускников провинциальных ссузов, как правило, наиболее востребованы ребята, получившие рабочие специальности (сварщики, механики, токари), повара, специалисты сферы обслуживания и пр.).
Выпускникам из провинции, получившим образование по гуманитарным или творческим специальностям, при устройстве на работу в больших городах бывает достаточно сложно конкурировать с такими же выпускниками, но окончившими более крупные и престижные средние специальные учебные заведения.