В Минздраве хотят обязать студентов медицинских колледжей осваивать вторую специальность. В перспективе такая практика может быть распространена и на высшее образование.
В России планируется введение обязательной второй специальности для обучающихся в медицинских колледжах. О планах по введению двух квалификаций рассказал исполнительный директор Российской ассоциации медицинских сестер (РАМС) Валерий Самойленко во время «круглого стола», состоявшегося в Общественной палате. Он уточнил, что информация о готовящихся новациях была представлена в презентации министра здравоохранения Михаила Мурашко на совещании по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.
В презентации министра говорилось, что согласно целям новых национальных проектов квалифицированный специалист со средним профессиональным образованием (фельдшер, акушер, медицинская сестра и т.д. — в современной номенклатуре десять специальностей СПО) должен иметь «две и более квалификации после освоения основной образовательной программы» и быть готовым «выполнять некоторые функции специалистов с высшим образованием».
В ближайшем будущем ведомства «должны разработать образовательные стандарты, в которых будет заложена минимум одна дополнительная специализация «на выходе», — отметил эксперт.
Получение второй квалификации будет осуществляться не после получения диплома, а во время обучения, на это планируется выделить не менее 400 часов. Рассматривается и вариант, при котором студент медколледжа будет осваивать одну сильную специализацию (например «Анестезиология и реаниматология для медицинских сестер») или две программы меньшей продолжительности.
По сути планируемые новшества означают, что значительная часть часов из уже сокращенного на 6-10 месяцев образовательного стандарта будет направлена на получение дополнительной квалификации.
«Пока мы не можем дать четкого ответа, какие последствия для качества подготовки повлечет такая новация», — пояснил Самойленко.
Он уточнил, что инициатива обучения по двум специальностям законодательно пока не оформлена. В окончательном виде, скорее всего, это произойдет после того, как вступят в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, то есть не раньше 2025 года. Сегодня федеральные учебно-научно-методические объединения проводят первые совещания по выполнению поставленной задачи.
По словам Самойленко, очевидно, что достижение поставленной цели требует не механического пересчета часов, а кардинально новой модели обучения:
«Мы стоим на сложном перепутье: если система подготовки останется неизменной, то мы потеряем в качестве образования, и значительно. Если система профессионального образования сможет качественно изменить образовательную парадигму, то мы станем свидетелями качественного положительного скачка в уровне подготовки. Мы надеемся на второй сценарий, и Ассоциация медицинских сестер России готова оказать всю необходимую со стороны профессионального сообщества помощь», — отметил эксперт.
Как считает руководитель группы клиник «Креде Эксперто», врач-эксперт Лариса Крюкова, с точки зрения качества подготовки младшего медперсонала тренд на «многопрофильность» упростит ротацию кадров на рынке труда.
«Встает вопрос — как быстро молодой специалист, обученный по новым стандартам, выйдет на рынок труда в свете острого дефицита кадров. У нас кадровая яма, которую мы сейчас остро ощущаем и будем ощущать еще примерно года три. Выход для младшего медперсонала видится только один — параллельно учиться и работать, без потери качества образования, естественно. Но период обучения ни в коем случае нельзя продлевать», — комментирует специалист.
По оценкам Минздрава, дефицит врачей в России сейчас составляет около 25–26 тыс. человек, среднего медперсонала — около 50 тыс. Как сообщал в мае министр здравоохранения Михаил Мурашко, на решение проблемы врачебного кадрового дефицита в здравоохранении требуется не менее 5–6 лет. Ликвидация кадрового дефицита в отношении среднего медперсонала может занять 4–5 лет.
Чтобы закрыть часть свободных ставок с прошлого года правительство разрешило ординаторам, которые проучились в ординатуре больше года, занимать должности врачей-стажеров.
Ведомство также планирует запретить медвузам подготовку непрофильных специалистов, начать привлекать медработников в наиболее проблемные регионы вахтовым методом, увеличить набор, а также сделать бессрочным допуск студентов медвузов, не закончивших обучение, к работе на должностях специалистов со средним образованием.
Сообщается, что уже в ноябре экспертное сообщество планирует обсуждать введение дополнительных квалификаций применительно к программам высшего образования.
Ранее сообщалось о завершении работы по добавлению всех ссузов РФ на единую цифровую платформу «Работа России» — об этом на заседании межведомственной рабочей группы по ситуации на рынке труда сообщила вице-премьер Татьяна Голикова.