Статья написана в течение последнего года или обновляется нами, а значит информация тут актуальна. Учитывайте контекст, указанные в статье даты
Каждый год школьники пишут итоговое сочинение, результат которого станет основанием для допуска к ЕГЭ. В этой статье разберем, как получить зачет по критерию «Грамотность».
На официальном сайте ФИПИ доступны методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению), где подробно раскрыты критерии оценивания работ. На прохождение испытания обычным школьникам дается 3 часа 55 минут, а лицам с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам — на 1 час 30 минут больше.
Точные формулировки тем сочинения заранее неизвестны — они находятся в закрытом банке ФИПИ, который ежегодно пополняется разработчиками. Работа должна быть полностью самостоятельной и опираться на литературный материал. Минимальный объем для раскрытия темы — 250 слов, рекомендуемый ― 350 слов.
Рекомендации, как стоит готовиться к итоговому сочинению и какие критерии важно выполнить, мы давали в этой статье.
Больше всего школьники переживают, как будет оцениваться грамотность. На самом деле получить «незачет» по данному критерию практически невозможно. При проверке число ошибок сопоставляют количеству слов в сочинении — на каждые 100 слов допускается в сумме не более 5 ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных). То есть на среднюю работу в 300 слов — не более 15 ошибок. Есть более детальная схема, которую используют эксперты для выставления незачета. Общее количество слов в конкретном сочинении делится на 20, а полученное число округляется.
Например, в работе 370 слов. При делении на 20 получается 18,5 — округляем до 19. Таким образом, выпускник получит зачет по критерию «Грамотность», если в сумме допустит не более 19 ошибок. При 20 ошибках выставляется «незачет».
Ошибки на одно и то же правило, которые локализуются в одной и той же части слова, относятся к однотипным. Например, Ё вместо О в суффиксе слов «сверчок», «пирожок», «дружок». Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну.
А что делать, если ученик 3 раза в сочинении написал «корова» через А? Это считается как одна ошибка. Правда, на правила пунктуации это не распространяется.
Существуют негрубые ошибки, которые не учитываются при общем подсчете. Вот их список:
— в орфографии:
неверное написание необщеупотребительных собственных имён
ошибка в выборе прописной/заглавной буквы в составных собственных именах: «Великая отечественная война» вместо «Великая Отечественная война»;
ошибка в выборе прописной/заглавной буквы в собственных именах, использованных в переносном значении: например, в предложении «и среди нас много плюшкиных живет» фамилия одного из гоголевских героев используется в нарицательном значении, но написание ее с большой буквы будет негрубой ошибкой;
путаница с буквами э/е в иноязычных словах: риелтор — риэлтор, Мери — Мэри;
путаница в написании -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов (завещанный, обещанный, казненный, рожденный, крещеный человек, крещенный вчера человек), а также в кратких формах отглагольных прилагательных и соотносимых с ними кратких причастий (её действия оправданны. – Её действия оправданы в суде);
слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на -мый (неделимый на части – не делимый людьми);
ошибка в написании сложных существительных с иностранными элементами без соединительной гласной, образованных с помощью заимствованных элементов: например, мини-маркет, супермаркет, ультразвук, ноу-хау;
ошибка в сложных именах прилагательных, правописание которых противоречит школьному правилу (глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический и т.д.)
путаница в написании сложных прилагательных или причастий, которые зависят от контекста (сильнодействующее средство – сильно действующее на меня средство);
— в пунктуации:
неверная постановка запятой при вводном слове, стоящим в начале или конце обособленного оборота;
отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествуют отрицание с НЕ или частицы «совсем», «совершенно», «почти» и т.п.;
пропуск или добавление одного из сочетающихся в конце предложения знаков препинания (за исключением кавычек) или нарушение их последовательности в конце предложения.
Здесь все зависит от того, каков вердикт по другим критериям. Напомним, что их пять:
«Соответствие теме».
«Аргументация. Привлечение литературного материала».
«Композиция и логика рассуждения».
«Качество письменной речи».
«Грамотность».
Обязательно получить зачет по пунктам 1 и 2, а также на выбор по одному из 3 – 5. То есть если работа не выдерживает критики по соответствию теме или в ней отсутствует аргументация, то неважно, получили ли вы зачет по грамотности — придется прийти на пересдачу.
Если же 1 и 2 критерий выполнены, эксперт отметил высокое качество письменной речи и/или не увидел нарушений логики (пункты 3 или 4), но количество ошибок «вышло из берегов», то за работу будет выставлен «зачет» даже при незачете по грамотности.
Выберите только одну из предложенных тем. Выполняйте работу самостоятельно. Списывание работы, а также ее фрагментов не допускается. Вы можете вставить в сочинение цитату или сделать на нее косвенное указание, при этом обязательно обозначив источник.
Четко сформулируйте свою позицию, докажите ее на основе примеров из литературных произведений. Не делайте ставку на интернет: источники могут быть признаны неактуальными и недостоверными. Работайте с методическими пособиями, очерками, учебной литературой и т.д.
Обязательно продумайте композицию сочинения. Пишите грамотным языком. В первую очередь при оценке будет учитываться объем работы, ее соответствие заданной теме, умение отстаивать свою позицию, а также самостоятельность написания сочинения. Если эксперты установят, что работа не была написана самостоятельно, она автоматически получит «незачет».