Новость написана в течение последнего года или обновляется нами, а значит информация тут актуальна. Учитывайте контекст, указанные в новости даты
Студенты будут учиться от четырех до шести лет. Первые два года во всех вузах будут преподавать «ядро образовательной программы». А на магистратуру можно будет поступить только при наличии совпадающего по профилю базового образования. О чем еще заявил министр высшего образования Валерий Фальков?
Работа над обновлением национальной системы высшего образования ведется с мая 2022 года. Тогда Минобрнауки заявило об отказе от Болонской системы. Чиновники предложили заменить систему бакалавриат — магистратура на два других уровня: базовое высшее и специализированное высшее с последующей аспирантурой.
В феврале министерство планирует начать общественное обсуждение изменений в закон «Об образовании». Центральными темами там станут уход от бакалавриата и сроки образования.
Министр отметил, что у нынешних работодателей сложилось мнение о том, что «бакалавр — это недоучка», и они часто не готовы рассматривать кандидатов без степени магистра:
«Для многих специальностей это еще до реформы стало нежизнеспособной практикой: уже сейчас нельзя стать юристом после двух лет юридической магистратуры, если до того учился на другой специальности, но и юрист-бакалавр не является полноценным специалистом»,— заявил Валерий Фальков.
Решить это должно введение базового высшего образования — будущей первой и самодостаточной ступени образования, после которой не нужно идти в магистратуру.
В мае 2023 года Владимир Путин подписал указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования. В нем участвуют шесть вузов: МАИ, МИСИС, МПГУ, БФУ имени Канта, Санкт-Петербургский горный университет и Томский госуниверситет. Как прошел первый год учебы пилотного проекта, читайте тут.
Новая магистратура станет новой ступенью в получении более узких и специализированных знаний. Правда, только для тех, кто уже имеет практический опыт. Будущая “магистратура” предусматривать четыре трека, из которых два будут доступны только при наличии совпадающего по профилю базового образования.
Так, для поступления на педагогическую или управленческую магистратуру, направление полученной “базы” будет неважно. Ну а если студент захочет поступить в исследовательскую или профессиональную магистратуру, тогда наличие профильного базового образования будет обязательным.
Теперь эта ступень высшего образования станет отдельным видом профессионального образования. И будет нацелена на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров.
Планируется, что после запуска программы СПО и вузы будут плотно работать вместе. Даже сейчас около 30% выпускников колледжей поступают в вузы, из них почти 90% — учатся на заочной форме. Это, считает Фальков, сильно влияет на качество обучения и на компетенции будущих кадров:
«Надо дать возможность лучшим выпускникам программы СПО через ЕГЭ или после получения практического опыта – что более предпочтительно – поступать на сокращенные программы высшего образования, но только в очной форме», – подчеркнул министр.
Для большинства специальностей – инженеров, врачей, учителей – срок обучения увеличат до пяти лет. Будут и более короткие программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства – четыре года. Для освоения особо сложных видов деятельности, например, в фундаментальной инженерии, будут предусмотрены более длинные сроки обучения – до шести лет:
«Сроки дифференцированы, по основным направлениям — это пять лет. Особо сложные специальности — врач, инженер-проектировщик — 5,5–6 лет, при необходимости — больше. Где-то работодатели предлагают оставить четыре года», – заявил замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев.
Еще из нового: внедрят концепцию «ядра образовательных программ» для высшего образования. То есть, в первые два года студенты будут осваивать единую для всех социогуманитарную программу (история России, философия и т. д.) и фундаментальную часть. Фундаментальная будет едина для области образования (например, высшая математика для инженеров).
Еще новости
Оставьте комментарий