Ищем варианты...
close
Выберите город
close
Выберите вуз
Россия
ВЫБРАТЬ ГОРОД
ВУЗ
2
clear
Ваши уведомления
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы повысить шанс поступить
Вузы Сервисы Рейтинг Календарь Журнал Задать вопрос Навигатор абитуриента Преподаватели Поиск по сайту Помогаем поступать
info Реклама
Выбрать город
Выбрать вуз
clear
Ваш путь к успешному поступлению:
поможем поступить в вуз мечты
Подробнее
info Реклама
Статьи Базовое высшее образование: как прошел первый учебный год пилотного проекта?

Базовое высшее образование: как прошел первый учебный год пилотного проекта?

event 28.11.2024    Поступление в вуз

Статья написана в течение последнего года или обновляется нами, а значит информация тут актуальна. Учитывайте контекст, указанные в статье даты

В шести вузах России зачислили второй курс студентов по новым образовательным стандартам. Хотят ли учиться студенты на базовом высшем вместо бакалавриата и как изменилась учеба в университете? Ответы дают министр, ректоры и студенты.

В мае 2022 года министр науки и высшего образования России Валерий Фальков объявил о намерении отказаться от Болонской системы и разработать собственную. В феврале 2023 года президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил вернуться к традиционной базовой системе обучения в вузах. В следующем месяце глава государства подписал указ о запуске в учебном году 2023-2024 пилотного проекта. Так были установлены новые уровни высшего образования в шести вузах страны. 

В чем идея реформы?

Новая система высшего образования предполагает трехступенчатую модель: базовый, специализированный и профессиональный уровни.

Базовый уровень — полноценное высшее. Сюда переместили бывшие бакалавриат и специалитет. Хотя ранее специалитет считался «полным» высшим образованием (равносильно получению бакалавариата и магистратуры).

С дипломом базовой вышки поступать на следующую ступень образования будет необязательно. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков пояснил:

«Итак, каждый выпускник российской школы получит возможность выучить в вузе «базу» — то, что раньше делилось на бакалавриат и специалитет, а теперь будет называться «базовое высшее образование».

Срок обучения по «базе» — от 4 до 6 лет. Это будет соответствовать бакалавриату или специалитету.

Специализированный уровень будет востребован для специальностей узкой направленности. Срок обучения на этом уровне — 1-3 года. Как и магистратура, этот уровень образования требуется не везде. Учиться можно для получения дополнительных знаний.

Третья ступень — профессиональное образование — эквивалент аспирантуре. Чтобы учиться на профессиональном высшем, нужно поолучить дипломы базового и специализированного уровня.

«Для некоторых специальностей, таких как инженерные и педагогические, четырехлетнего обучения в бакалавриате недостаточно. Для подготовки квалифицированных специалистов в этих областях требуется от пяти до пяти с половиной лет», — Валерий Фальков.

Кто участвует?

Пилотный проект курируют Минобрнауки и Минпросвещения. В эксперименте задействованы 6 вузов, 113 направлений подготовки, из них 53 специальности — базовая ступень, 18 — специализированный уровень, 42 — аспирантура.

Почему именно эти вузы и специальности? Начать решили с наиболее приоритетных: образование и педагогические науки, инженерное дело, математические и естественные науки, науки об обществе, технологии и технические науки.

Обучали по новым стандартам в 2023/2024 году:

Напомним: И при обсуждении отказа от Болонской системы, и после запуска пилотного проекта представители властей неоднократно заявляли, что из-за реформы не пострадают студенты и выпускники, поступившие на бакалаврские программы ранее. Дипломы бакалавров «сохранят свой вес». Рассуждали о последствиях отмены Болонской системы в России здесь.

В этом году вузы-участники пилотного проекта закончили набор на бюджет раньше положенного срока. Результаты их приемки были известны еще 12 августа. И это при том, что им было выделено не так уж и мало мест, говорит Министр Фальков:

«На предстоящий учебный год вузам – участникам пилотного проекта только на программы базового высшего образования распределено 7 331 бюджетное место, на них было подано свыше 150 тыс. заявлений. Такая высокая конкуренция, досрочное закрытие приема и рост среднего балла ЕГЭ абитуриентов – яркое свидетельство востребованности и актуальности новых программ, спроектированных университетами с учетом потребностей рынка труда», – подытожил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

Первые итоги

МПГУ

В Московском педагогическом государственном университете, как говорит проректор по учебно-методической работе Екатерина Балобаева, средний балл ЕГЭ поступивших на новые программы базового высшего образования (БВО) был выше, чем у принятых на программы бакалавриата и специалитета. Для сравнения: 83 балла против 80,6!  В чем причина такого роста, в вузе точно не сказали, но предположили, что все дело в том, что экспериментальные программы по-настоящему заинтересовали сильных абитуриентов.

Более того, первый год обучения по «пилоту» по БВО и СПВО показал, что у студентов новых программ повысилась успеваемость. Позитивно к участию вуза в проекте относятся его преподаватели, а ещё, по словам Екатерины Балабаевой, менее формальным стало участие потенциальных работодателей, то есть московских школ, в обучении будущих педагогов.

Из-за всего этого в новом 2024-м учебном году МПГУ в несколько раз расширили приём на базовое и специализированное высшее образование. Уже перестроены 52 программы БВО и 29 программ СПВО (год назад было открыто всего 8 новых программ). Срок обучения на некоторых из программ БВО составит шесть лет, причём за это время студенты получат три квалификации — например, учителя русского языка, литературы и истории.

В 2024-ом году в Московский педагогический государственный университет зачислены 1 795 человек, из них на программы базового высшего образования  1 046.

МАИ

В Московском авиационном институте немного другая ситуация, рассказывает ректор Михаил Погосян. Пилотный проект в вузе внедряется в несколько этапов. И первыми под изменения попали специальности группы «Авиационная и ракетно-космическая техника.

«На первом этапе внедрения пилотного проекта в 2023/24 учебном году МАИ трансформирует программы в области авиационной и ракетно-космической техники на программы базового высшего образования длительностью пять с половиной лет. Мы находимся в тесном взаимодействии с предприятиями аэрокосмической отрасли по формированию новой образовательной среды и подготовке кадров под перспективные программы индустрии. Новая система образования позволит нам реализовать эти подходы и готовить команды инженеров и лидеров изменений, имеющих не только базовые знания, но и практические навыки», — ректор МАИ.

При этом иностранные студенты получат возможность учиться как в новом, так и в текущем формате. Проректор МАИ по учебной работе Дмитрий Козорез добавил, что с этого учебного года (2024-2025-го) эксперимент распространен и на другие группы направлений: IT, математика, прикладная механика, электроника, радиотехника и системы связи, электро- и теплоэнергетика, приборостроение, материаловедение, управление, экономика и другие.

Московский авиационный институт в 2024-ом году зачислил на бюджет по программам базового высшего образования 2 586 человек. 

Санкт-Петербургский Горный университет

В 2023 году университет показал наибольшее количество зачисленных среди всех вузов-участников пилотного проекта — 1 922 человека по программам базового высшего образования и 79 человек по обновленным программам аспирантуры (теперь — профессионального высшего).

Кстати, большинство поступивших в 2023-ем году (90%!) добровольно перевелись с бакалавриата на базовое высшее. В вузе говорят, что «это позволит студентам получить более глубокие фундаментальные знания, дополнительные компетенции в области цифровых технологий, экономики, управления, а также увеличить срок прохождения производственной практики в общей сложности до 10 месяцев».

Еще в Горном уже составили полный план и по дальнейшему совершенствованию пилота базовой части высшего образования и аспирантуры.

Теперь обучение по базовому уровню образования займет от 5,5 до 6 лет. Так, в течение трех первых семестров студенты будут изучать общеобразовательные и общетехнические дисциплины, которые необходимы для формирования фундаментальной базы. После этого студенты начинают изучать дисциплины по профильному направлению подготовки и специализированные предметы. Затем осваивают навыки, необходимые для получения дипломов второй профессиональной квалификации. Она выдается в дополнение к документам о наличии базового высшего образования.

Например, студент нефтегазового факультета понимает, что его карьерные перспективы связаны с повышением энергоэффективности процесса добычи углеводородов. Однако для того чтобы реализовать себя на этом поприще, ему необходимы дополнительные знания. И их освоение как раз и займет последние полгода.

Что касается аспирантуры, теперь она нацелена на подготовку преподавателей для высших учебных заведений по модулю дисциплин конкретных специальностей, а также ученых, чья деятельность будет направлена на обеспечение технологической независимости России. За 3–4 года, в зависимости от направления подготовки, молодой ученый или преподаватель получит весь необходимый комплекс теоретических и практических компетенций.

В 2024-ом году в Горном университете заполнены все 1 944 бюджетных места, еще 68 человек будут учиться за счет средств вуза. 

БФУ им. Канта

В 2023 году БФУ начал эксперимент с трех направлений: право, педагогика и химия. По итогам приемной кампании на 22 пилотные программы поступили 385 человек. Эксперты зафиксировали высокий конкурс и интерес со стороны абитуриентов.

Наиболее успешной моделью стал кейс с программами по химии, говорит ректор вуза Александр Федоров. Партнерами стали Госкорпорация «РОСАТОМ» и ведущий профильный вуз страны — РХТУ им. Д. И. Менделеева.

«Партнеры сформулировали точный запрос на компетенции выпускника. После аудита удалось ликвидировать разрыв между академическим знанием и реальными задачами на производстве. Во-первых, теперь программы по химии позволяют выбрать как срок обучения — от 4 до 6 лет, так и желаемую квалификацию — технолог, инженер, исследователь для разработки новых видов химической продукции. Во-вторых, мы усилили фундаментальную подготовку студентов. В-третьих, освоение специальности проходит непосредственно на предприятии индустриального партнера. Также открыли совместную лабораторию, которая повторяет технологический процесс производства литий-ионных аккумуляторов на Калининградской гигафабрике в уменьшенном масштабе», – заявил Федоров.

Еще ректор добавил, что высшая школа несет социальную ответственность за формирование интеллектуальной элиты. Поэтому в пилоте большое внимание вуз уделил модернизации аспирантуры: отказались от опции «освоение научной дисциплины с нуля» и сфокусировали внимание на успешной защите диссертации. У аспиранта есть выбор между двумя треками — научным и преподавательским, при этом он обязан пройти внешнюю стажировку в одном из ведущих научно-образовательных центров.

В БФУ имени И. Канта с учетом итогов приоритетного этапа в 2024 году на программы бакалавриата, базового высшего образования и специалитета зачислили 1 561 человека. Еще в 2024 году вуз расширил линейку программ, участвующих в пилоте, до 44. Добавились такие направления, как физика, биология, лингвистика и филология. Средний балл ЕГЭ у абитуриентов, поступающих в БФУ им. И. Канта, вырос на 1,5 балла по сравнению с прошлым годом и составил 75,7.

ТГУ

Томский государственный университет (ТГУ) в начале пилота (в 2023-ем году) зачислил 640 студентов на программы базового высшего образования и 63 студента — на программы специализированного высшего, говорит начальник управления набора ТГУ Евгений Павлов. И особенно подчеркивает, что в нынешнем году вуз бьет все рекорды. На программы базового высшего образования зачислено в 2024-ом 1099 студентов, из которых 766 — на бюджет. А на программы специализированного высшего — 158 студентов, из которых 153 — на бюджет. То есть, в новом учебном году общее число обучающихся на новых образовательных программах выросло не менее чем в 1,8 раза:

«Самыми популярными программами в рамках пилота среди программ базового высшего образования стали «Журналистика и новые медиа», «Программная инженерия» и программы Юридического института («Цифровой юрист» и «Юриспруденция»). В целом приемные кампании этого и прошлого года не отличались, единственное отличие - значительное увеличение числа образовательных программ», — сказал Павлов.

В ТГУ в 2023-2024 учебном году действовало 13 пилотных программ, 8 из которых первого уровня и 5 — второго уровня. В 2024-2025 учебном году в вузе будут действовать 36 образовательных программ.

МИСИС

На бюджетные места в МИСиС по программам базового высшего образования, бакалавриата и специалитета зачислено 730 человек. А об итогах первого года работы пилота подробно рассказала ректор университета Алевтина Черникова.

«Средний балл ЕГЭ в 2024 году составил 90,1, что на 3 пункта выше, чем в 2023-м (87,1). Каждый пятый поступивший – победитель или призер всероссийских олимпиад. В полтора раза по сравнению с прошлым годом увеличилось количество зачисленных молодых людей, получивших медаль или аттестат с отличием».

Из первых уст: что говорят участники пилота?

Клим Атамасов, Горный университет, Нефтегазовый факультет (Институт базового инженерного образования), 2 курс

*Орфография и пунктуация автора сохранены

– Расскажите, почему вы решили поступать в вуз-участник пилотного проекта?

«Когда я поступал я не знал, что Горный университет участвует в пилотном проекте. Но слышал о реформах высшего образования в нашей стране. Всё поменялось уже в процессе обучения, когда всем студентам первого курса предложили перейти на 6 летнюю форму обучения. Практически все подписали заявление на перевод».

– Почему вы не написали заявление на перевод?

«Родители были рады, потому что для них такая форма обучения привычнее. Что касается меня, я у любом случае планировал идти на магистратуру по тому же профилю, что и бакалавриат. А обучение на 6 лет стало альтернативой)».

– Как проходит ваше обучение?

«В целом наше обучение проходит в стандартном формате: лекции и семинары. Но при этом первые два года абсолютно все студенты изучают одинаковые предметы, а в рамках летней практики изучают специальность на которую изначально поступали».

– Расскажите на конкретном примере, почему вам нравится/ не нравится в вашей учебе.

«Обучение мне нравится тем, что в первые два года мы можешь без проблем перейти на другое направление, если то, на которое ты поступил тебе не сильно понравилось. Но важно при этом сдавать сессию на хорошо и отлично. Из минусов можно выделить то, что если твой учебный рейтинг низкий, тебя могут перевести на другое направление, без учета твоего желания(».

Студент второго курса Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (анонимно)

*Орфография и пунктуация автора сохранены

— Почему вы выбрали вуз-пилот? Как вообще получилось так, что вы решили участвовать в пилотной программе?

«О том, что я поступлю в вуз с пилотным проектом базового высшего образования, у меня не было и представления. Я лишь "краем уха" слышал о том, что возможны изменения. Удивился, поняв, что буду учится 5 лет вместо 4 лет бакалавриата и 2 лет магистратуры. Честно говоря, для меня это было "приятной неожиданностью"».

— Почему в кавычках? То есть, вас изначально не предупредили?

«Нет, вообще никаким образом это не афишировалось. По крайней мере до меня эта информация не доводилась. Скорее всего, в этом есть и моя вина - есть у меня привычка не заходить на сайты и искать инфромацию, больше отдавая приоритет личному общению».

— Как-то это влияет на сам диплом, который вы получите? Не было ли мысли перейти в другой вуз?

«Нет, таких мыслей не возникало, наоборот, этот "эксперимент" только подогрел интерес и желание учиться по данной программе. Мыслей о переводе не возникало. На дипломе эта программа скажется положительно — ибо только один диплом бакалавра без диплома магистратуры значительно ограничивал выпускника от многих профессий на государственной службе».

— Как проходят ваш семестры?

«Учеба проходит довольно интересно, особых трудностей не возникало. В разговоре с бакалаврами выяснил, что часть дисциплин у них преподается либо в виде факультативов, либо в сокращенном виде. У нас больше времени уделяется семинарским занятиям, некоторые дисциплины по времени в результате этого "растянули" на 2 семестра вместо одного. Особой сложности по сравнению со старшими курсами-бакалаврами не возникало.

Хотя, конечно, чувствуется, что в виду пилотного проекта в нас преподаватели стараются больше вложить именно практически полезной информации, что безусловно радует. Делятся своим рабочим опытом и акцентируют внимание именно на тех темах, которые наиболее важно прооаботать студенту для освоения дисциплин. Да и ранее я упоминал, что семинарских (практических) занятий у нас стало значительно больше».

— Как проходят сессии?

«Сессии особо не отличаются от того, что есть сейчас у бакалавров. Однако в связи в тем, что часть дисциплин были увеличены до нескольких семестров, то количество зачетов по дисциплинам тоже выросло. Похожая ситуация и с теми дисциплинами, которые, являясь факультативными для учащихся на бакалавриате, стали обязательными для нас — по ним тоже ввели зачеты. Например, римское право, иностранный язык для юристов, основы экономики и бизнеса для юристов».

Автор: Команда сайта Vuzopedia.ru. Задать вопрос о поступлении бесплатно
Просмотров 2312
Ваш путь к успешному поступлению с Вузопедией. Наш сайт предоставляет возможность абитуриентам и их родителям подобрать идеальный вуз для себя и своих детей. С помощью калькулятора ЕГЭ, подбора вуза по ЕГЭ, анализа шансов поступить онлайн и всех бесплатных инструментов для поступающих в вузы. Также ознакомьтесь с пошаговой инструкцией по поступлению

Еще статьи

18.02.2025    |    О ЕГЭ
ЕГЭ по биологии школьники сдают по собственному выбору. Сегодня мы расскажем об ..
18.02.2025    |    Поступление в вуз
Вузы обязаны на каждом направлении выделять места под квоты. Но что будет, если ..
13.02.2025    |    О ЕГЭ
ЕГЭ по иностранному языку школьники сдают по собственному желанию. Сегодня мы ра..
Оставьте комментарий

Популярные статьи по темам

Все
Подготовка к поступлению
Выбор пути поступления
ЕГЭ
Подача документов в вуз
Зачисление в вузы
После поступления
Прочее
Как пользоваться Вузопедией
СПО
Высшие ступени образования
Вузам
Образование за рубежом
Наверх
info Реклама
close
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы совершить это действие. Регистрация даст вам много привилегий и поможет поступить
УЗ добавлено в избранное. Теперь вы сможете получить к нему доступ через личный кабинет
УЗ удалено из избранного. Теперь вы не сможете получить к нему доступ через личный кабинет
Специальность добавлена в избранное. Теперь вы сможете получить к ней доступ через личный кабинет
Специальность удалена из избранного. Теперь вы не сможете получить к ней доступ через личный кабинет
Направление добавлено в избранное. Теперь вы сможете получить к ней доступ через личный кабинет
Направление убрано из избранного. Теперь вы не сможете получить к нему доступ через личный кабинет
Профессия добавлена в избранное. Теперь вы сможете получить к ней доступ через личный кабинет
Профессия убрана из избранного. Теперь вы не сможете получить к ней доступ через личный кабинет
Программа добавлена в избранное. Теперь вы сможете получить к ней доступ через личный кабинет
Программа убрана из избранного. Теперь вы не сможете получить к ней доступ через личный кабинет
Статья добавлена в избранное. Теперь вы сможете получить к ней доступ через личный кабинет
Статья убрана из избранного. Теперь вы не сможете получить к ней доступ через личный кабинет
Вы добавили максимальное количество материалов этого типа в избранное. Удалите часть из личного кабинета
Траектория поступления будет добавлена в ваш личный кабинет, когда учебное заведение ее разместит
1
Напишите Вузопедии
режим работы 9.00-18.00 мск
close

Здравствуйте. В этом чате вы можете задать вопрос о поступлении, выборе учебного заведения, работе сайта, оставить фидбек, предложения. Зарегистрируйтесь и войдите, чтобы не потерять историю переписки и мы смогли вам помочь.

После регистрации напишите сообщение и мы подключим в ваш чат персонального менеджера.