Статья написана в течение последнего года или обновляется нами, а значит информация тут актуальна. Учитывайте контекст, указанные в статье даты
В шести вузах России зачислили второй курс студентов по новым образовательным стандартам. Хотят ли учиться студенты на базовом высшем вместо бакалавриата и как изменилась учеба в университете? Ответы дают министр, ректоры и студенты.
Новая система высшего образования предполагает трехступенчатую модель: базовый, специализированный и профессиональный уровни.
Базовый уровень — полноценное высшее. Сюда переместили бывшие бакалавриат и специалитет. Хотя ранее специалитет считался «полным» высшим образованием (равносильно получению бакалавариата и магистратуры).
С дипломом базовой вышки поступать на следующую ступень образования будет необязательно. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков пояснил:
«Итак, каждый выпускник российской школы получит возможность выучить в вузе «базу» — то, что раньше делилось на бакалавриат и специалитет, а теперь будет называться «базовое высшее образование».
Срок обучения по «базе» — от 4 до 6 лет. Это будет соответствовать бакалавриату или специалитету.
Специализированный уровень будет востребован для специальностей узкой направленности. Срок обучения на этом уровне — 1-3 года. Как и магистратура, этот уровень образования требуется не везде. Учиться можно для получения дополнительных знаний.
Третья ступень — профессиональное образование — эквивалент аспирантуре. Чтобы учиться на профессиональном высшем, нужно поолучить дипломы базового и специализированного уровня.
«Для некоторых специальностей, таких как инженерные и педагогические, четырехлетнего обучения в бакалавриате недостаточно. Для подготовки квалифицированных специалистов в этих областях требуется от пяти до пяти с половиной лет», — Валерий Фальков.
Пилотный проект курируют Минобрнауки и Минпросвещения. В эксперименте задействованы 6 вузов, 113 направлений подготовки, из них 53 специальности — базовая ступень, 18 — специализированный уровень, 42 — аспирантура.
Почему именно эти вузы и специальности? Начать решили с наиболее приоритетных: образование и педагогические науки, инженерное дело, математические и естественные науки, науки об обществе, технологии и технические науки.
Обучали по новым стандартам в 2023/2024 году:
Напомним: И при обсуждении отказа от Болонской системы, и после запуска пилотного проекта представители властей неоднократно заявляли, что из-за реформы не пострадают студенты и выпускники, поступившие на бакалаврские программы ранее. Дипломы бакалавров «сохранят свой вес». Рассуждали о последствиях отмены Болонской системы в России здесь.
В этом году вузы-участники пилотного проекта закончили набор на бюджет раньше положенного срока. Результаты их приемки были известны еще 12 августа. И это при том, что им было выделено не так уж и мало мест, говорит Министр Фальков:
«На предстоящий учебный год вузам – участникам пилотного проекта только на программы базового высшего образования распределено 7 331 бюджетное место, на них было подано свыше 150 тыс. заявлений. Такая высокая конкуренция, досрочное закрытие приема и рост среднего балла ЕГЭ абитуриентов – яркое свидетельство востребованности и актуальности новых программ, спроектированных университетами с учетом потребностей рынка труда», – подытожил глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
В Московском педагогическом государственном университете, как говорит проректор по учебно-методической работе Екатерина Балобаева, средний балл ЕГЭ поступивших на новые программы базового высшего образования (БВО) был выше, чем у принятых на программы бакалавриата и специалитета. Для сравнения: 83 балла против 80,6! В чем причина такого роста, в вузе точно не сказали, но предположили, что все дело в том, что экспериментальные программы по-настоящему заинтересовали сильных абитуриентов.
Более того, первый год обучения по «пилоту» по БВО и СПВО показал, что у студентов новых программ повысилась успеваемость. Позитивно к участию вуза в проекте относятся его преподаватели, а ещё, по словам Екатерины Балабаевой, менее формальным стало участие потенциальных работодателей, то есть московских школ, в обучении будущих педагогов.
Из-за всего этого в новом 2024-м учебном году МПГУ в несколько раз расширили приём на базовое и специализированное высшее образование. Уже перестроены 52 программы БВО и 29 программ СПВО (год назад было открыто всего 8 новых программ). Срок обучения на некоторых из программ БВО составит шесть лет, причём за это время студенты получат три квалификации — например, учителя русского языка, литературы и истории.
В 2024-ом году в Московский педагогический государственный университет зачислены 1 795 человек, из них на программы базового высшего образования — 1 046.
В Московском авиационном институте немного другая ситуация, рассказывает ректор Михаил Погосян. Пилотный проект в вузе внедряется в несколько этапов. И первыми под изменения попали специальности группы «Авиационная и ракетно-космическая техника.
«На первом этапе внедрения пилотного проекта в 2023/24 учебном году МАИ трансформирует программы в области авиационной и ракетно-космической техники на программы базового высшего образования длительностью пять с половиной лет. Мы находимся в тесном взаимодействии с предприятиями аэрокосмической отрасли по формированию новой образовательной среды и подготовке кадров под перспективные программы индустрии. Новая система образования позволит нам реализовать эти подходы и готовить команды инженеров и лидеров изменений, имеющих не только базовые знания, но и практические навыки», — ректор МАИ.
При этом иностранные студенты получат возможность учиться как в новом, так и в текущем формате. Проректор МАИ по учебной работе Дмитрий Козорез добавил, что с этого учебного года (2024-2025-го) эксперимент распространен и на другие группы направлений: IT, математика, прикладная механика, электроника, радиотехника и системы связи, электро- и теплоэнергетика, приборостроение, материаловедение, управление, экономика и другие.
Московский авиационный институт в 2024-ом году зачислил на бюджет по программам базового высшего образования 2 586 человек.
В 2023 году университет показал наибольшее количество зачисленных среди всех вузов-участников пилотного проекта — 1 922 человека по программам базового высшего образования и 79 человек по обновленным программам аспирантуры (теперь — профессионального высшего).
Кстати, большинство поступивших в 2023-ем году (90%!) добровольно перевелись с бакалавриата на базовое высшее. В вузе говорят, что «это позволит студентам получить более глубокие фундаментальные знания, дополнительные компетенции в области цифровых технологий, экономики, управления, а также увеличить срок прохождения производственной практики в общей сложности до 10 месяцев».
Еще в Горном уже составили полный план и по дальнейшему совершенствованию пилота базовой части высшего образования и аспирантуры.
Теперь обучение по базовому уровню образования займет от 5,5 до 6 лет. Так, в течение трех первых семестров студенты будут изучать общеобразовательные и общетехнические дисциплины, которые необходимы для формирования фундаментальной базы. После этого студенты начинают изучать дисциплины по профильному направлению подготовки и специализированные предметы. Затем осваивают навыки, необходимые для получения дипломов второй профессиональной квалификации. Она выдается в дополнение к документам о наличии базового высшего образования.
Что касается аспирантуры, теперь она нацелена на подготовку преподавателей для высших учебных заведений по модулю дисциплин конкретных специальностей, а также ученых, чья деятельность будет направлена на обеспечение технологической независимости России. За 3–4 года, в зависимости от направления подготовки, молодой ученый или преподаватель получит весь необходимый комплекс теоретических и практических компетенций.
В 2024-ом году в Горном университете заполнены все 1 944 бюджетных места, еще 68 человек будут учиться за счет средств вуза.
В 2023 году БФУ начал эксперимент с трех направлений: право, педагогика и химия. По итогам приемной кампании на 22 пилотные программы поступили 385 человек. Эксперты зафиксировали высокий конкурс и интерес со стороны абитуриентов.
Наиболее успешной моделью стал кейс с программами по химии, говорит ректор вуза Александр Федоров. Партнерами стали Госкорпорация «РОСАТОМ» и ведущий профильный вуз страны — РХТУ им. Д. И. Менделеева.
«Партнеры сформулировали точный запрос на компетенции выпускника. После аудита удалось ликвидировать разрыв между академическим знанием и реальными задачами на производстве. Во-первых, теперь программы по химии позволяют выбрать как срок обучения — от 4 до 6 лет, так и желаемую квалификацию — технолог, инженер, исследователь для разработки новых видов химической продукции. Во-вторых, мы усилили фундаментальную подготовку студентов. В-третьих, освоение специальности проходит непосредственно на предприятии индустриального партнера. Также открыли совместную лабораторию, которая повторяет технологический процесс производства литий-ионных аккумуляторов на Калининградской гигафабрике в уменьшенном масштабе», – заявил Федоров.
Еще ректор добавил, что высшая школа несет социальную ответственность за формирование интеллектуальной элиты. Поэтому в пилоте большое внимание вуз уделил модернизации аспирантуры: отказались от опции «освоение научной дисциплины с нуля» и сфокусировали внимание на успешной защите диссертации. У аспиранта есть выбор между двумя треками — научным и преподавательским, при этом он обязан пройти внешнюю стажировку в одном из ведущих научно-образовательных центров.
В БФУ имени И. Канта с учетом итогов приоритетного этапа в 2024 году на программы бакалавриата, базового высшего образования и специалитета зачислили 1 561 человека. Еще в 2024 году вуз расширил линейку программ, участвующих в пилоте, до 44. Добавились такие направления, как физика, биология, лингвистика и филология. Средний балл ЕГЭ у абитуриентов, поступающих в БФУ им. И. Канта, вырос на 1,5 балла по сравнению с прошлым годом и составил 75,7.
Томский государственный университет (ТГУ) в начале пилота (в 2023-ем году) зачислил 640 студентов на программы базового высшего образования и 63 студента — на программы специализированного высшего, говорит начальник управления набора ТГУ Евгений Павлов. И особенно подчеркивает, что в нынешнем году вуз бьет все рекорды. На программы базового высшего образования зачислено в 2024-ом 1099 студентов, из которых 766 — на бюджет. А на программы специализированного высшего — 158 студентов, из которых 153 — на бюджет. То есть, в новом учебном году общее число обучающихся на новых образовательных программах выросло не менее чем в 1,8 раза:
«Самыми популярными программами в рамках пилота среди программ базового высшего образования стали «Журналистика и новые медиа», «Программная инженерия» и программы Юридического института («Цифровой юрист» и «Юриспруденция»). В целом приемные кампании этого и прошлого года не отличались, единственное отличие - значительное увеличение числа образовательных программ», — сказал Павлов.
В ТГУ в 2023-2024 учебном году действовало 13 пилотных программ, 8 из которых первого уровня и 5 — второго уровня. В 2024-2025 учебном году в вузе будут действовать 36 образовательных программ.
На бюджетные места в МИСиС по программам базового высшего образования, бакалавриата и специалитета зачислено 730 человек. А об итогах первого года работы пилота подробно рассказала ректор университета Алевтина Черникова.
«Средний балл ЕГЭ в 2024 году составил 90,1, что на 3 пункта выше, чем в 2023-м (87,1). Каждый пятый поступивший – победитель или призер всероссийских олимпиад. В полтора раза по сравнению с прошлым годом увеличилось количество зачисленных молодых людей, получивших медаль или аттестат с отличием».
*Орфография и пунктуация автора сохранены
– Расскажите, почему вы решили поступать в вуз-участник пилотного проекта?
«Когда я поступал я не знал, что Горный университет участвует в пилотном проекте. Но слышал о реформах высшего образования в нашей стране. Всё поменялось уже в процессе обучения, когда всем студентам первого курса предложили перейти на 6 летнюю форму обучения. Практически все подписали заявление на перевод».
– Почему вы не написали заявление на перевод?
«Родители были рады, потому что для них такая форма обучения привычнее. Что касается меня, я у любом случае планировал идти на магистратуру по тому же профилю, что и бакалавриат. А обучение на 6 лет стало альтернативой)».
– Как проходит ваше обучение?
«В целом наше обучение проходит в стандартном формате: лекции и семинары. Но при этом первые два года абсолютно все студенты изучают одинаковые предметы, а в рамках летней практики изучают специальность на которую изначально поступали».
– Расскажите на конкретном примере, почему вам нравится/ не нравится в вашей учебе.
«Обучение мне нравится тем, что в первые два года мы можешь без проблем перейти на другое направление, если то, на которое ты поступил тебе не сильно понравилось. Но важно при этом сдавать сессию на хорошо и отлично. Из минусов можно выделить то, что если твой учебный рейтинг низкий, тебя могут перевести на другое направление, без учета твоего желания(».
*Орфография и пунктуация автора сохранены
— Почему вы выбрали вуз-пилот? Как вообще получилось так, что вы решили участвовать в пилотной программе?
«О том, что я поступлю в вуз с пилотным проектом базового высшего образования, у меня не было и представления. Я лишь "краем уха" слышал о том, что возможны изменения. Удивился, поняв, что буду учится 5 лет вместо 4 лет бакалавриата и 2 лет магистратуры. Честно говоря, для меня это было "приятной неожиданностью"».
— Почему в кавычках? То есть, вас изначально не предупредили?
«Нет, вообще никаким образом это не афишировалось. По крайней мере до меня эта информация не доводилась. Скорее всего, в этом есть и моя вина - есть у меня привычка не заходить на сайты и искать инфромацию, больше отдавая приоритет личному общению».
— Как-то это влияет на сам диплом, который вы получите? Не было ли мысли перейти в другой вуз?
«Нет, таких мыслей не возникало, наоборот, этот "эксперимент" только подогрел интерес и желание учиться по данной программе. Мыслей о переводе не возникало. На дипломе эта программа скажется положительно — ибо только один диплом бакалавра без диплома магистратуры значительно ограничивал выпускника от многих профессий на государственной службе».
— Как проходят ваш семестры?
«Учеба проходит довольно интересно, особых трудностей не возникало. В разговоре с бакалаврами выяснил, что часть дисциплин у них преподается либо в виде факультативов, либо в сокращенном виде. У нас больше времени уделяется семинарским занятиям, некоторые дисциплины по времени в результате этого "растянули" на 2 семестра вместо одного. Особой сложности по сравнению со старшими курсами-бакалаврами не возникало.
Хотя, конечно, чувствуется, что в виду пилотного проекта в нас преподаватели стараются больше вложить именно практически полезной информации, что безусловно радует. Делятся своим рабочим опытом и акцентируют внимание именно на тех темах, которые наиболее важно прооаботать студенту для освоения дисциплин. Да и ранее я упоминал, что семинарских (практических) занятий у нас стало значительно больше».
— Как проходят сессии?
«Сессии особо не отличаются от того, что есть сейчас у бакалавров. Однако в связи в тем, что часть дисциплин были увеличены до нескольких семестров, то количество зачетов по дисциплинам тоже выросло. Похожая ситуация и с теми дисциплинами, которые, являясь факультативными для учащихся на бакалавриате, стали обязательными для нас — по ним тоже ввели зачеты. Например, римское право, иностранный язык для юристов, основы экономики и бизнеса для юристов».